А.В. Стеценко Экономический проект, взаимовыгодный для аграрного и промышленного секторов.

// Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России» Вып. 23 2003.

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ ДЛЯ АГРАРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРОВ

 

 

 

Экспертами Центра экологической политики России разработан экономический механизм привлечения средств промышленных предприятий, выбрасывающих парниковые газы в атмосферу, в создание лесополос. Предлагаемый экономический механизм основан на возможностях, заложенных в Киотском протоколе. Созданный эколого-экономический механизм лег в основу инвестиционного проекта "Поглощение парниковых газов лесополосами на сельскохозяйственных землях".

 

Одной из проблем сельского хозяйства страны является недостаток ле­сополос. Воронежская область благополучна по сравнению с соседя­ми, но и здесь облесенность сельскохозяйственных угодий составляет немногим более четырех процентов. А по разработкам основополож­ника почвоведения В.В. Докучаева для продуктивного земледелия облесенность в степной зоне должна достигать 15 - 20% территории. В 1996г. руководством области было принято постановление "О внедрении природоохранных (эколого-ландшафтных) систем земледелия в области" и создан Воронежский областной фонд плодородия, который распределяет средства, полученные от земельного налога, на создание защитных лесополос. Было решено создать в каждом районе по опыт­ному хозяйству как пример эффективно действующей системы эколо-го-ландшафтногд земледелия, снижающего водную и ветровую эрозию почв и значительно повышающего урожайность. По данным академика РАСХН О.Г. Котляровой урожайность к десятому году после высажива­ния лесополос увеличивается в среднем на 20-30%, а расходы оправ­дываются на четвертый - седьмой год. Но при всей привлекательности таких проектов, они не получили массового распространения из-за не­хватки средств, получаемых от земельного налога.

Эксперты Центра экологической политики России нашли выход из этой ситуации. Был разработан экономический механизм привлечения средств промышленных предприятий, выбрасывающих парниковые газы в атмосферу, в создание лесополос. Для разработки эколого-экономического механизма использован грант Института устойчивых со­обществ. Созданный эколого-экономический механизм лег в основу инвестиционного проекта "Поглощение парниковых газов лесополоса­ми на сельскохозяйственных землях".

Предлагаемый экономический механизм основан на возможностях, заложенных в Киотском протоколе. Предприятия, выбрасывающие в ат­мосферу парниковые газы, после ратификации протокола, законодатель­но будут обязаны не превышать установленного уровня выбросов парни­ковых газов. В настоящем проекте предприятиям предлагается самым дешевым способом увеличить свою квоту на выброс парниковых газов, финансируя высадку лесных полос и получая в обмен ценные бумаги, подтверждающие реальное поглощение углекислого газа лесополосами. Лесные полосы, расположенные на сельскохозяйственных землях и выса­женные после 1990 г., подпадают под определение "киотских лесов" (ста­тья 3.3 Киотского протокола), и, соответственно, запасенный в них угле­кислый газ будет идти в зачет по выбросу предприятиям. Инвестор опре­деляет количество парниковых газов, которые ему необходимо сокра­тить. А дальше по предлагаемым в проекте методикам можно подобрать необходимый для поглощения указанного количества углекислого газа породный состав деревьев и рассчитать площадь лесных полос, которые высаживаются на средства инвестора.

В рамках инвестиционного проекта разработаны необходимые для его внедрения юридические документы, созданы экономическая мо­дель, показывающая возможности возврата кредита; математическая модель, рассчитывающая депонирование углекислого газа в древостоях; геоинформационная система (ГИС), содержащая базу данных по породам и их площадям. В проекте показаны выго­ды как финансирующей стороны, так и стороны, предоставляющей земли под посадку деревьев. Предприятия и фонды, финансирующие лесопосад­ку, получают квоты на дополнительный выброс в ат­мосферу парниковых газов, а сельхозпроизводители - повышение урожайности и цены на их земельные участки. Нашими экспертами проанализировано зе­мельное законодательство Воронежской области, рассмотрены инвестиционные возможности регио­на. В проекте показаны все затраты и потенциальные выгоды. Теперь инвестор может самостоятельно прогнозировать желаемые объемы инвестиций.

После вступления Киотского протокола в силу проект будет востребован. С ним уже ознакомлены действующие углеродные фонды Мирового банка, Международного банка реконструкции и развития, углеродный фонд РАО "ЕЭС России". Предполагается разослать текст инвестиционного проекта российс­ким и зарубежным предприятиям.

Высадка весной 2001 г. 50 га лесополос в сельхоз­кооперативе (СХПК) "Дружба" Лискинского района Воронежской области подтверждает возможность осуществления проектов лесонасаждения уже сегод­ня. СХПК "Дружба" был выбран не случайно. На его территории уже велись работы по посадке лесополос и созданию других элементов эколого-ландшафтной системы земледелия. 50 га лесополос являлись завер­шающим этапом создания устойчивого агроландшафта. По условиям соглашения, подписанного Цен­тром экологической политики России и СХПК "Друж­ба", Центр имеет право организовывать на террито­рию СХПК ознакомительные поездки потенциальных инвесторов. По условиям того же соглашения Центр имеет право осуществлять мониторинговые наблюде­ния за ростом лесополос и корректировать прогнози­руемый запас углерода в древесине.

Инвестиционный проект послужит основой для разработки аналогичных проектов в других регионах. Представители Белгородского НИИ сельского хозяй­ства и Белгородской государственной сельскохозяй-ственной академии проявили большую заинтересо­ванность во внедрении проекта на белгородской зем­ле. Сельское хозяйство области развивается динамич­но. Этому способствуют инвестиции крупного и сред­него бизнеса в аграрный сектор и законотворчество, стимулирующее этот процесс. Бизнес входит на паях в акционерные сельскохозяйственные кооперативы. Он заинтересован в повышении урожая на сельскохо­зяйственных угодьях, увеличении рентабельности сельского бизнеса и повышении ценности земли, способствующих росту стоимости акций, выпущен­ных землепользователями. Все это может обеспечить посадка лесополос. Разработанный нами инвестици­онный проект дает такие возможности.

Алтайский край находится в степной зоне, как и Воронежская область, и является сельскохозяй­ственным регионом. В Алтайском крае растут уни­кальные ленточные боры, которые во многом обеспечивают экологическую стабильность в регионе. Они пересекают почти всю территорию края с юго-запада на северо-восток. Но на западе, на границе с Казахстаном, они подвержены из года в год повто­ряющимся пожарам, а часть из них выпадает от ста­рости и требует реконструкции и частичной замены молодыми сосновыми лесами. Встает вопрос: где взять на это средства? Потенциально эти средства можно привлечь с помощью экономических меха­низмов, заложенных в Киотском протоколе и разра­ботанных в нашем инвестиционном проекте.

По предварительным оценкам на территории Ал­тайского края с 1990 г. по настоящий момент леса­ми, которые можно причислить к "Киотским", по­глощено около 3,5 - 4 млн тонн углекислого газа. Даже если стоимость тонны углекислого газа будет составлять 1 доллар США, то в сумме получается около 4 млн долларов. На эти средства можно вос­становить около 13 тысяч га лесов. Это почти двухго­дичная работа всего региона. Но для этих средств необходимо официально зафиксировать, что дан­ный объем углекислого газа поглощен на террито­рии края именно "Киотскими лесами". В дальней­шем этот сертифицированный поглощенный угле­кислый газ можно превратить в инвестиционный ре­сурс. Часть поглощенного углекислого газа можно заложить под получение кредитов. Другую часть можно продать по существующим низким ценам. Третью оставить до конца первого бюджетного пе­риода с тем, чтобы подстраховать возможные из­держки, например, лесные пожары, нашествия на­секомых-вредителей. Остатки углеродных квот в конце первого бюджетного периода можно будет продать по более выгодной цене.

Безусловно, для потенциальных инвесторов наибо­лее привлекательными окажутся те регионы, которые уже имеют опыт проведения сделок по торговле кво­тами на выбросы парниковых газов. Поэтому регио­нам, которые хотят занять приоритетное положение в "очереди" на получение инвестиций после вступления в силу Киотского протокола, следовало бы осуще­ствить сделки уже сейчас, хотя бы на местном уровне. Это могут быть любые сделки, направленные на сни­жение или поглощение выбросов парниковых газов. Например, сделки между предприятием, производя­щим парниковые газы, и предприятием, снижающим выбросы; или между предприятиями, выбрасываю­щими парниковые газы, и поглощающими, к которым можно отнести лесхозы или сельскохозяйственные предприятия с его лесополосами. Руководители заинтересованных регионов смогут озвучить результаты этих сделок на Всемирной кон­ференции по изменению климата 29 сентября -3 октября 2003 г. в Москве.

 

 

Андрей Владимирович Стеценко

экономический факультет МГУ им. Ломоносова эл. почта: astetsenko@mail.ru

 

Hosted by uCoz