Бобылев С.Н., Стеценко А.В. Россия в роли “торговца воздухом” // Журнал “Энергия: экономика, техника, экология”. - 1999 №12

 

Россия в роли “торговца воздухом”

Плюсы и минусы для России глобального потепления климата.

По экспертным оценкам в результате парникового эффекта температура на планете в следующем столетии может повыситься на 1-3 градуса. Это вызовет таяние полярных и высокогорных ледников. Что в свою очередь приведет к повышению уровня Мирового океана приблизительно на 1м. А значит, произойдет затопление низменных территорий суши, где расположены многие крупнейшие города мира. Особенно пострадает Голландия, треть территории которой отвоевана у моря.

В России изменение климата, с одной стороны, приведет к повышению влажности и смещению зоны рискованного земледелия на север, зимы станут более мягкими, летние температуры повысятся незначительно, снизится вероятность заморозков, отрицательно влияющих на урожаи. Климат Московской области скорее будет похож на климат Курской. С другой стороны, смещение природоклиматических поясов повлечет за собой некоторые негативные процессы. На Юге России начнется опустынивание. В Сибири же, большая часть которой находится на вечной мерзлоте, в результате потепления увеличится территория болот, образуются новые озера, в зонах затопления погибнут леса. Деревья, разлагаясь, будут выделять “парниковые” газы. Сейчас сложно оценить потенциальный ущерб от таяния вечной мерзлоты Сибири.

Чем неприятно глобальное потепление климата для нас сегодня? Год назад этот вопрос был задан представителю Росгидромета РФ на пресс-конференции после семинара “Политика России по сокращению выбросов парниковых газов”.

- Глобальное потепление сегодня, - ответил он, - приводит к более частым перепадам давления на планете. Эти перепады вызывают бури, ураганы, несущие разрушения. Если раньше в январе было два пика по –30Со и два по +1Со, то сегодня мы наблюдаем три таких пика. Резкие перепады давления плохо переносят люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями…

Торговля квотами на выбросы

Какие же газы создают парниковый эффект в атмосфере? Это три “главных” газа: углекислый газ CO2, метан CH4, закись азота N2O и три “добавочных”: гидрофторуглероды HFCs, перфторуглероды PFCs и гексафторид серы SF6. Заводами, тепло-электростанциями и прочими промышленными и сельскохозяйственными предприятиями выбрасывается в атмосферу больше всего углекислого газа и метана. Закись азота и других газов значительно меньше. Их соотношение между собой приблизительно 80% CO2, 18% CH4, 1% N2O и меньше процента остальных.

Поскольку эти газы не вредны человеку, выбросы их в атмосферу никак не ограничиваются. Тем более что введение жестких ограничений на выбросы парниковых газов привело бы к снижению производства. Поэтому даже развитые страны, ученые которых осознают грядущий ущерб от выбросов в атмосферу парниковых газов, не идут на одностороннее снижение выбросов. Кроме того, снижение выбросов парниковых газов в одной стране не приведет к значительному снижению их уровня на всей планете.

Можно ли создать механизм регулирования количества выбросов парниковых газов? Оказывается, возможно. И такой механизм регулирования был предложен американцами. В основу взят так называемый “принцип пузыря” (babble principle). Суть его состоит в следующем: предприятия, находящиеся на одной территории не должны выбрасывать больше определенной “квоты” газов и других загрязняющих веществ. В идеале величина этих выбросов, называемых “базовой линией”, должна быть меньше или равна ассимиляционному потенциалу данной территории. Если выбросы превышают “базовую линию”, то с предприятий взимаются штрафы, которые перечисляются в экологические фонды на устранение сверхнормативных загрязнений.

Находящиеся на одной территории предприятия договариваются между собой о том, кому и сколько можно выбрасывать в атмосферу разных загрязнителей. Если на этой территории открывается новое предприятие, то оно должно либо не производить выбросов (за счет установки очистных сооружений или фильтров), либо выкупать у других предприятий квоту на выбросы. Если же суммарные выбросы превышают ассимиляционный потенциал, или общество по каким либо причинам намерено и дальше снижать выбросы, то предприятия заблаговременно предупреждаются об этом и к моменту изменения уровня “базовой линии” и оснащаются соответствующими очистными сооружениями.

В том случае, если предприятие улучшило свое очистное оборудование и стало выбрасывать меньше, чем ему разрешено, то оно может продать часть своей квоты на выбросы. Другое предприятие, не успевшее обновить очистное оборудование и выбрасывающее больше, чем ему было разрешено, должно либо выплачивать штрафы, либо купить часть квоты у первого предприятия, чтобы уложиться в общую квоту. “Принцип пузыря” разработан и успешно применен в США, но не к парниковым газам, а к оксидам серы, азота и другим газам, которые в атмосфере соединяясь с парами воды, превращаются в кислоты и выпадают на землю в виде кислотных дождей.

Ситуация в России.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН “Повестка дня на ХХI век” была разработана глобальная программа по экономическому и социальному развитию планеты на следующий век. Россией была подписана Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. А Федеральным собранием Российской Федерации был ратифицирован Закон о Конвенции и 4 ноября 1994 г. подписан Президентом. Существенное значение для уменьшения выбросов парниковых газов имеет подписание в 1997 году нашей страной Киотского протокола. Этот Протокол определяет обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой на первый бюджетный период 2008-2012 гг. по ограничению и снижению выбросов. Количественные обязательства стран записаны в терминах, эквивалентных выбросам СО2, и включают все шесть парниковых газов. Все страны получили индивидуальные квоты по снижению выбросов на первый бюджетный период. К 2012 году они должны довести уровень выбросов парниковых газов к базовому, за который принят уровень 1990 г.

Важнейшими обязательствами России, входящей в объединенную группу развитых стран и стран с переходной экономикой являются:

Правительством РФ 19 октября 1996 г. была принята целевая программа “Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий”. Основная цель этой программы - обеспечить выполнение международных обязательств России, принять необходимые меры по предотвращению отрицательных последствий изменения климата для экономики страны и здоровья населения.

Государственным заказчиком и головной организацией по выполнению этой программы является Росгидромет, участники - многие министерства и ведомства (Минтопэнерго, Минсельхозпрод, Минприроды, Госкомэкология, Рослесхоз, Российская академия наук, Госкомстат и другие). Координацию работ министерств и ведомств осуществляет Межведомственная комиссия РФ по проблемам изменения климата, а научную и техническую координацию - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и Российской Академии Наук (РАН).

Работы по ФЦПК было намечено выполнить в 1997-2000 гг. Общая стоимость Программы составляет 240 млн. рублей (в ценах 1997 г.), в том числе из Федерального бюджета потребуется 172 млн. рублей, из внебюджетных источников - 68 млн. рублей.

В условиях снижения экономической активности в 1991-1996 гг. в России значительно снизился объем внутреннего валового продукта, уменьшилось энергопотребление. В результате уменьшилась эмиссия парниковых газов. В период 1990 - 1994 гг. годовая эмиссия СО2 уменьшилась на 712 млн. т., или на 30% (таблица 1). Из которых 690 млн.т. были “сэкономлены” за счет уменьшения сжигания ископаемых углеводородов. Так же, как и в 1990 г., в 1994 г. это топливо остается главным источником поступления СО2 в атмосферу. В 1994 г. его вклад составлял почти 99% от общих выбросов СО2: газ - 45%, нефть - 24%, уголь - 31%.

На фоне общего снижения энергопотребления, проводимые в 1990-1994 гг. мероприятия позволили улучшить структуру потребления первичных энергоресурсов. Доля природного газа в общем энергопотреблении возросла за этот период с 42,6% до 48,9%, а доля электричества, вырабатываемого на атомных и гидроэлектростанциях, увеличилась с 7,1% до 9,5%. Только за счет таких структурных изменений соответствующее снижение эмиссии СО2 в 1994 году составило 5% или приблизительно 85 млн.т СО2 в год по сравнению с 1990 г.. Чистое поглощение СО2 в лесах за период 1990 - 1994 гг. возросло ориентировочно на 48 млн.т С в год, что, согласно имеющимся оценкам, во многом обусловлено сокращением рубок в 1990 - 1994 гг.

В 1994 г. выбросы метана (CH4) составили 74% от уровня 1990 г. (см. таблицу 2). Сокращение промышленных выбросов происходило за счет спада производства в сельском хозяйстве и в энергетике. Захоронение отходов и лесные пожары неизменно продолжали оставаться источниками поступления метана в атмосферу. Они то и обеспечивают 12% суммарных выбросов CH4.

Резкое снижение объемов использования удобрений в сельском хозяйстве в1990-94г. привело к сокращению выбросов N2O (около 30 млн. т. в СО2-эквиваленте). В процентном отношении выбросы 1994 г. в сельском хозяйстве составили 55% от уровня 1990 г. За тот же период на 36% сократились выбросы N2O в энергетике, на 60% - в промышленности. Общие выбросы N2O уменьшились на 43,5%.

Суммарные выбросы всех газов с парниковым эффектом за этот же период уменьшились на 887 миллионов тонн в СО2-эквивалента, или на 29,2%.

Во "Втором национальном сообщении" был опубликован прогноз на ближайшее десятилетие по выбросу СО2 в атмосферу. Рассматривались три варианта: базовый, вероятный и оптимистический. Все они исходили из стабильной численности населения и предполагали средний рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 4-4,4% в год. Основным изменяющимся параметром являлась энергоемкость ВВП: отношение энергопотребления к объему ВВП. В базовом варианте энергоемкость ВВП снижалась на 0,5% в год, в вероятном - на 1,6%, а в оптимистическом - на 2%. (см. таблицу 3).

К 2010 году выбросы СН4 от сельскохозяйственного производства, лесных пожаров, захоронения отходов и другой антропогенной деятельности будут возрастать на 2-3% в год. Намечены крупные мероприятия по уменьшению выбросов метана в газотранспортной системе, и поэтому скорость возрастания выбросов СН4, предполагается не более 1% в год.

В этот же период при росте применения азотных удобрений в сельском хозяйстве, можно ожидать возрастания выбросов N2O в 1,5-2 раза. Выбросы N2O от других источников, вероятно, будут возрастать со скоростью не более 1-2%/год.

Варианты выбросов отдельных парниковых газов приведены в таблице 3.

В будущем выбросы CО2 будут играть ключевую роль.

Сценарные оценки выбросов СО2 на период 1998-2010 гг. показывают, что без применения масштабных мероприятий по повышению эффективности энергетики и энергосбережению (базовый вариант), уровень выбросов СО2 в 2010 г. превысит уровень 1990 г. на 5-10%. При условии выполнения принимаемых в настоящее время программ энергосбережения (вероятный вариант), уровень выбросов в 2010 г. может составить около 95% от базового уровня. Только в благоприятно складывающихся экономических условиях и повышенных инвестициях в энергосбережение (оптимистический вариант), уровень выбросов в 2010 г. может быть снижен приблизительно до 90-92%.

В настоящее время в России рассматриваются перспективные направления создания механизма управления выбросами парниковых газов. Среди основных элементов такого механизма выделяются:

- квоты (лимиты) на выбросы для стационарных источников;

- налог на мобильные источники;

финансовые стимулы - создание инвестиционного механизма, направленного на сокращение выбросов.

Наше место в мировой торговле квотами

Поскольку Киотский протокол создал правовую основу для торговли квотами на выбросы парниковых газов, Россия вполне может стать одним из крупнейших в мире продавцов этих квот. Сейчас общие выбросы парниковых газов в нашей стране составляют 70% от уровня 1990 г. Возможный будущий экономический рост может привести к увеличению этих выбросов. Однако, согласно прогнозам “Второго Национального сообщения”, по вероятному и оптимистическому вариантам уровень выбросов в 2010 г. будет меньше, чем в 1990 г., на 4-8%. Внедрение новых энергосберегающих технологий (оптимистический вариант) позволит достичь к этому времени уровня 92% к 1990 г. Это даст экономию квоты примерно в 250 млн.т СО2-эквивалента в год, или 1,25 миллиарда т СО2 за пять лет бюджетного периода (2008-2012 гг.).

По расчетам Бюро экономического анализа величина российского потенциала по продаже квот на парниковые газы составит от 1 до 3,5 миллиардов т СО2 за 5 лет. С учетом возможной стоимости 1 т СО2 в 10-50 долларов, экономический эффект для Россия от продажи квот на выбросы может составить сотни миллионов долларов.

Международные организации и ассоциации частного бизнеса проявляют большую заинтересованность в формировании нового глобального рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов. Одной из крупнейших программ является Глобальная углеродная инициатива Всемирного Банка. Емкость рынка квот весьма велика. По имеющимся в России оценкам, общее потенциальное превышение выбросов парниковых газов развитых стран и некоторых стран с переходной экономикой в 2008-2012 гг. может составить 10-15 млрд. т СО2 эквивалента. Норвежский исследовательский институт ECON дает оценку оборота на рынке квот к 2020 г. в 30-40 млрд. долларов.

На первых этапах развития углеродного рынка необходимо оценить потенциал отдельных секторов экономики России в снижении выбросов парниковых газов. С этой задачей связано определение затрат, требуемых для реализации этого потенциала, и эффективность вложения и распределения средств между секторами экономики.

Наибольший потенциал по сокращению выбросов углекислого газа в первый бюджетный период имеет, как отмечалось выше, энергетика (таблица 4). Ее вклад в сокращение выбросов может составить более 34%. Существенную роль могут сыграть на углеродном рынке такие отрасли как строительство (20%), металлургия (12%), лесной сектор (10%).

В период после 2012 г. в потенциале России на углеродном рынке возрастет значение сокращения выбросов в строительстве (32%), лесном секторе (15%) (таблица 4).

Дискуссионной проблемой в мире является рассмотрение потенциала лесов по поглощению углерода. Являясь лесной державой, Россия заинтересована во включении пунктов о лесном потенциале в международные соглашения по изменению климата. Поэтому проекты и программы по восстановлению, разведению лесов, реконструкции лесных насаждений занимают одно из ведущих мест в российской национальной политике по предотвращению негативных последствий изменения климата. Сохранение лесов закреплено в принятом в 1997 году “Лесном кодексе России”.

Весь Российский потенциал лесов по поглощению СО2 не может расцениваться в качестве дополнительных квот на выбросы. Так как 1990 г. выбран базовым, и мы стремимся привести к нему уровень выбросов, то и потенциал лесов, соответственно, считается базовым. И лишь только дополнительно выращенные леса будут увеличивать поглощение СО2 по соглашению. Поэтому во внимание принимаются только проекты по лесонасаждению и восстановлению лесных массивов (включая искусственные изменения во внутренней структуре лесов).

В лесах России ежегодно поглощается 262 млн.т углерода. Около 45% этого объема приходится на Европейскую часть РФ, доля которой в общей площади лесного фонда не превышает 20%. Отмеченное несоответствие между запасами углерода и масштабами его годичного поглощения лесами Европейской и Азиатской частей страны связано с существенным различием в возрастной структуре и продуктивности лесов этих регионов.

Чтобы увеличить объем депонирования СО2, необходимо заниматься насаждением лесов. Возможные объемы работ по разведению и восстановлению лесов составляют около 40 млн.га, а по реконструкции насаждений - 20 млн.га. Оценка "базового" варианта, то есть хода событий без специальных мер по увеличению поглощения СО2, позволяет определить потенциальный объем "дополнительных" мер, которые составят до 2 млн.га в год. Такие объемы требуют больших инвестиций.

Из природных факторов наибольшее влияние на ухудшение углеродного бюджета оказывают лесные пожары, охватывающие ежегодно от 0,5 до 2,5 млн.га активно охраняемой территории лесного фонда и почти такие же площади не охраняемых и эпизодически охраняемых территорий.

Международным институтом леса, Росгидрометом был рассчитан потенциал лесов по поглощению выбросов СО2 (см. таблицу 5). Расчеты базировались на предположении, что осуществление мер по лесонасаждению и лесовосстановлению будет начато в 1999 г., и ежегодное увеличение площадей лесов составит 2 миллиона гектар.

Как считать прибыль?

Сейчас имеются различные подходы для определения затрат на сокращение выбросов углекислого газа. Макроэкономический анализ на основе модельных расчетов Бюро экономического анализа позволил оценить вероятные дополнительные сокращения выбросов на 1,85 млрд. т углекислого газа в первом бюджетном периоде менее чем за 25 долларов за тонну. В результате исследования технологических возможностей для различных секторов экономики были получены более низкие показатели затрат на сокращение выбросов (здесь обычно включаются низкозатратные мероприятия, осуществляемые за счет организационных улучшений). Так, в энергетическом секторе первые 300 млн. т СО2 можно сократить, затрачивая 5-10 долларов за тонну. Если цена будет составлять до 20 долларов за тонну СО2, тогда еще можно будет сократить 220 млн. т парниковых газов. А в лесном секторе, возможно, аккумулировать дополнительно 500 млн. т углекислого газа, даже если цена его будет составлять 15 долларов за тонну.

Киотский протокол предусматривает разработку различных механизмов по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, в частности, международную торговлю квотами, реализацию совместных проектов и так далее. Особый интерес для России представляет реализация этих механизмов на ранней стадии, до начала действия первого бюджетного периода с 2008 по 2012 годы.

В настоящее время российскими ведомствами и организациями, участвующими в разработке международных соглашений, разрабатываются предложения по участию нашей страны в ранних сделках. Так, в рамках Российской программы организации инвестиций (РПОИ) рассматриваются четыре основные схемы по продаже квот.

Первые две схемы связаны с реализацией проектов совместного осуществления (Joint Implementation): одна из них с полной, а другая с частичной передачей сокращенных выбросов парниковых газов инвестору в обмен на полное или частичное покрытие им затрат на реализацию проектов.

Третья схема существенно сложнее. Она показывает возможную организацию торговли через уполномоченные организации, работающие под контролем курирующих их министерств и ведомств. Третья схема строится в соответствии с определенным порядком переуступки квот. Государство передает часть квот уполномоченным организациям и поручает им подготовку проектов и контрактов по их переуступке. Принципиальной особенностью данной схемы является обязательное реинвестирование полученных средств в новые проекты, приносящие дополнительные сокращения выбросов парниковых газов.

Четвертая схема предполагает использование экспериментального углеродного фонда Международного Банка реконструкции и развития - структуры, осуществляющей посредничество между производителями дополнительных сокращений выбросов парниковых газов и инвесторами, заинтересованными в их приобретении.

РПОИ предлагается принять первоочередные меры по осуществлению участия российских ведомств и министерств в международной торговле или переуступке квот на выбросы парниковых газов. В докладе предлагалось следующее:

Осуществление совместных проектов (JI) рассматривается как важный элемент выполнения обязательств России по РКИК. В Федеральной целевой программе “Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий” имеется специальный раздел, посвященный таким проектам.

К настоящему времени в России накоплен большой опыт по реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов. Российской программой организации инвестиций и Российским центром энергоэффективности были подготовлены 25 проектов, обеспечивающих общее сокращение выбросов на 100 млн. т СО2 в год. Но официально одобрены российской и зарубежной сторонами было только девять проектов. Первые четыре из них уже успешно реализуются. Эффект от них составляет более 150 тыс. т СО2-экв./год. Общий объем привлеченных иностранных инвестиций ожидается в объеме 5,3 млн. долларов США. Вклад российской стороны равен иностранным инвестициям. Его денежное выражение подсчитать трудно, так как - это здания, инфраструктура, имевшиеся до начала проекта.

Таблица 1.

Сводные данные о выбросах и поглощении СО2 в 1990 и 1994 гг.

 

1990

1994

 

Млн.т С /год

млн.т СО2/год

млн.т С/год

млн.т СО2/
год

Выбросы (всего) в том числе

647,3

2372

452,6

1660

- Энергетика, сжигание топлива

634,6

2326

446,2

1636

- Промышленные процессы

12,7

46

6,4

24

в т.ч. производство цемента

11,3

41

5,1

19

- Металлургия

1,4

5

1,3

5

Поглощение (сток в лесах)

107

392

155

568

(Для того, чтобы перевести вес углерода в вес углекислого газа требуется умножить их на коэффициент 3,66 - на столько больше молярный вес молекулы диоксида углерода (СО2) атома углерода (С). Соответственнот С = 3,66 т СО2)

 

Таблица 2.

Сводные данные о выбросах и поглощении парниковых газов за 1990 и 1994 гг.

 

1990

1994

 

млн.т СО2-экв./год

млн.т СО2-экв./год

в процентах от уровня 1990 г.

СO2

2372

1660

70%

CH4

557

412

74%

N2O

70

40

57%

HFCs, PFCs и SF6

40

40

100%

Всего эмиссии

70%

Нетто - сток СО2 в лесах

392

568

145%

 

Таблица 3.

Сценарии суммарных эквивалентных выбросов парниковых газов

млн.т СО2-экв./год

1990 (фактическая)

1994 (фактическая)

2000

2005

2010

Эмиссия СО2,

         

Базовый вариант

2372

1660

1800

2140

2540

Вероятный вариант

   

1750

2000

2300

Оптимистический вариант

1730

1950

2180

Эмиссия СН4,

557

412

445

475

505

Эмиссия N2O,

70

40

43,5

50

55

Эмиссия других газов

40

40

42,5

47

52

Суммарная эквивалентная эмиссия,

округленные значения,
в скобках в процентах от 1990 г.

Базовый вариант

3039

2152

2330 (77%)

2710 (89%)

3150 (104%)

Вероятный вариант

   

2280 (75%)

2570 (85%)

2910 (96%)

Оптимистический вариант

   

2260 (74%)

2520 (83%)

2790 (92%)

 

Таблица 4.

Потенциальные сокращения выбросов углекислого газа секторами экономики

Сектора экономики

2008-2012 гг.

в %

После 2012 гг. в %

Энергетика

34

24

Металлургия

12

9

Строительство

20

32

Транспорт

5

4

Химия

4

2

Лесной

10

15

Другие

15

14

ИТОГО

100

100

 

Таблица 5.

Потенциал лесов по поглощению выбросов СО2 (в год) в 2008-2012 годах

Мероприятие

Ежегодные работы

(млн. гa/год)

Ожидаемое поглощение

СО2 (млн. т СО2)

Лесонасаждение

1.3

373

Лесовосстановление

0.7

201

Hosted by uCoz